Разновидности внушаемости человека, которые возможны без прямого гипнотического воздействия
По мнению профессора Кэнтрил человека к внушаемости предрасполагают 4 основных условия, которые снижают его способность принимать адекватные решения, критически оценивать ситуацию. Мной было несколько доработано его разделение этих факторов на виды с учетом имеющихся знаний о гипнозе. Профессор прекрасно разбирался в социальной психологии, имея при этом скудные познания о гипнозе. Им был интерпретирован феномен «Войны миров» через личную ментальность…
1. Ментальный контекст в сочетании со стимулами. Мы понимаем поступающие стимулы, используя имеющиеся знания. При возникновении той или иной ситуации для определения образа поведения мы ищем что-то подходящее из личного опыта, похожее на реально происходящее здесь и сейчас. Выражаясь по-другому, осуществляем трансдеривационное исследование. Любую информацию – зрительную, слуховую, запахи и полученную путем осязания мозг обрабатывает в соответствии с личными убеждениями человека, заложенными основами. Все что укладывается в эти «рамки» воспринимается быстро, просто и легко. При этом информация, которая выходит за них зачастую отвергается или воспринимается критично. Такое отношение представляет собой своеобразную защиту, барьер от стороннего нежелательного с нашей точки зрения влияния. Данную модель реакции на внешние факторы можно изложить в виде формулы: ментальный контекст плюс стимулы равно согласие (принятие) либо отторжение (отбрасывание). В «Войне миров» люди в силу определенных религиозных убеждений, в том, что конец света все равно наступит, боязни войны не могли отличить вымысел от реальности. Преподносимая им информация не отвергалась, а полностью воспринималась, так как изначально определенный макет уже был заложен в их головы. Вывод – человек подвержен внушению, если стимулы совпадают со смоделированной им реальностью.
Невежество и неопределенность. Если на человека воздействовать стимулами, для реагирования на которые он не имеет уже сформированной модели поведения, у него нет ассоциаций, данных, нужных для выработки быстрого и адекватного суждения. В определенных обстоятельствах он становиться подверженным внушению, так как вынужден в краткосрочной перспективе доверять источнику информации. Если выразить это по-другому, то мы становимся внушаемыми, когда приходим в замешательство.
Если привести в пример «Войну миров», то люди с целью узнать, достоверна ли информация, озвучиваемая по радио, обращались к таким же пребывающим на грани нервного срыва невежам и принимали ошибочные решения, делали неправильные выводы.
Равно как и в пункте №1, после проверки информации челочек понимает, что она не достоверна и, либо отвергает ее, начинает игнорировать, или сознательно адаптирует ее к имеющейся у него модели реальности, даже если осознает что это ошибочное действие. Определенные люди не способны отличить вымысел от реальности, имеющийся у них опыт и багаж знаний настолько мал и скуден, что не позволяет им произвести адекватно обработку поступающей информации.
Когда человек в состоянии замешательства он может принять на веру всю подаваемую им информацию. Оно возникает по той причине, что стимулы не вписываются в рамки обычной для нас модели, они являются не понятными, не известными и в поисках ответов на вопросы человек приходит в замешательство, состояние тревожности. С самого раннего детства человек занимается познанием окружающего мира, ищет объяснения и ответы, принимая нередко на веру любую информацию, которая дает ему уверенность, излучает надежность. Ее источником вполне могут служить «авторитетные люди». Особенно легко обман воспринимается, если у человека нет адекватной модели поведения, противодействия внушению. Такие люди являются легко внушаемыми.
Особенно предрасположены внушению представители рода человеческого с хаотическим типом личной ментальной вселенной. Делают их такими многие факторы:
– политические и экономические страхи;
– отсутствие любопытства, стремления к познанию, совершенствованию;
– недостаточность критического мышления, интеллекта.
Замешательство, вызванное неспособностью элит, авторитетов, политических лидеров решить существующие проблемы, обеспечить безопасность, привычный уклад жизни обуславливает у определенных людей появление панических настроений, цикла повторяющихся вопросов без ответов, например, – «что будет дальше?». Некоторых из них не покидает чувство тревоги, вводя их в депрессию. Длительное замешательство обуславливает склонность к панике. Неграмотный, бедный человек тяжело воспринимает события, ему сложно адекватно реагировать на них. Это происходит по той причине, что имеющиеся у него в мозгах обобщения не могут совладать с нахлынувшими проблемами.
Черно-белое мышление. При столкновении человека с необычными, странными и даже безумными явлениями он старается найти оптимальную в такой ситуации модель поведения, используя накопленный опыт и сформированный макет реагирования. При этом даже если результат выходит плачевным, мы все равно следуем заданному алгоритму, будто бы других вариантов нет. Обусловлено это отсутствием знаний, и поэтому, чтобы получить возможность выхода за созданные рамки мы учимся. Но если мы просто замыкаемся в существующих границах, то становимся внушаемыми, как человек принявший участие в сценическом гипнозе впоследствии выполняет гипнотические команды. Он не ищет ответы на вопросы, перестает познавать мир и поэтому не может расширить границы своей ментальной модели.
Человек, считающий, что все знает, также подвержен внушению, так как сам себя гипнотизирует! Таким образом, по причине черно-белого мышления мы принимаем за правду любую предоставленную нам информацию, если она исходит из уст экспертов. Это делает нас подверженными экспертному гипнозу.
Выделенные мною две основные формы внушаемости зависят друг от друга и неразрывно связаны между собой. Подсознательное определение только 2 вариантов реагирования на поступающие данные делает нас внушаемыми. При этом есть намного больше путей выхода из ситуации.
Если мы осознаем, что чего-то не знаем, то это тоже форма знания, побуждающая нас искать ответы.
Выводы о тупой внушаемости
- Мы всегда находит то, что «ищем».
- Источники получения данных формируют наше восприятие информации, определенную реальность.
- Мы безоговорочно принимаем мнение экспертов, особенно в кризисной ситуации, в периоды стресса.
- Если мы чего-то не знаем, то доверяем тем, кого считаем более информированными.
Выбирайте, практикуйте, наслаждайтесь эффектом — и да пребудет с вами позитивное мышление и сила «внутреннего Я»