Под эффектом Зейгарник принято понимать особый феномен в области психологии. Смысл его сводится к тому, что человек прекрасно помнит о незавершенных делах, но моментально забывает о том, что уже доведено до конца. Название свое он получил в честь литовского специалиста Блюмы Зейгарник (СССР). Женщина в деталях исследовала его в своей дипломной работе, над которой трудилась под чутким руководством Курта Левина. Иногда это явление называют «эффект незавершенного действия», и такое название вполне справедливо, поскольку соответствует его смыслу.
Курт Левин – еще один профессионал, который занимался исследованием восприятия людьми того, что еще не завершено. Он действовал в рамках собственной теории поля. В соответствии с ней, когда индивидуум приступает к тому или иному действию, в его памяти формируется напряженность, связанная с ним. Она обязательно и непременно требует разряжения, поскольку доставляет дискомфорт и подталкивает к завершению. Левином изучалась мотивационная часть данного феномена. Его же ученика исследовала степень и характер его влияния на способность запоминать. В поздних исследованиях было обнаружено, что здоровые люди имеют более высокое качество запоминания незавершенных дел. Оно на 90% лучше по сравнению с завершенными событиями. У людей с астенией эта разница была меньше и равнялась 20%, у шизофреников – до 10%.
Реальные примеры проявления эффекта Зейгарник из практики
Рассматриваемый механизм в рамках когнитивной системы человека играет решающую роль. По этой причине абсолютно каждому человеку приходится сталкиваться с эффектом незавершенного действия в реальной жизни. На практике эта система реализована следующим образом.
- Человек посмотрел сериал, крайняя серия закончилась интригой, как это обычно бывает. Индивидуум занимается бытовыми делами и на какой-то момент вспоминает, как это было. Незавершенность как бы вынуждает человека продолжить просмотр. Эффект Зейгарник заставляет его помнить об этой сцене и о том, что нужно посмотреть следующую серию.
- Есть люди, которым вовсе необязательно составлять списки покупок, когда они отправляются в магазин, даже если нужно купить десятки позиций. Иногда они и вовсе могут держать эти мысли в голове несколько дней. Но после похода на шопинг они будут забыты уже на следующий день. Кстати, по аналогичному принципу работает механизм запоминания экзаменационных билетов: до экзамена человек помнит все, а потом каким-то удивительным образом он это забывает.
- Бывает и такое, что с утра индивидуум напевает «приставучую» песню, а вечером вдруг включает радио, и слышит именно ее. Он думает, что это мистика. На самом деле, это и есть эффект Зейгарник в действии.
Это далеко не все моменты, однако они являются основными. Так, есть люди, которые прекрасно помнят обиды, если вдруг за них не удалось отомстить. А также часто в памяти всплывают строки из стихов, которые по той или иной причине не удалось прочесть вслух в школе. Путешественники нередко помнят о местах, которые не были посещены, но хорошо запоминают места, где они побывали.
История открытия эффекта Зейгарник, или с чего все начиналось
Сама «автор» этого феномена утверждала, что открыла его совершенно случайно, так сложились обстоятельства. Однажды она общалась со своим преподавателем, подбирая тему для дипломной работы. Они заметили, что официант, который к ним подошел, не пользовался блокнотом, но запоминал все максимально точно и приносил заказы в соответствии с пожеланиями посетителей. Но когда они спросили у него, помнит ли он блюда, которые заказали уже ушедшие клиенты, случилось что-то невообразимое: юноша не мог вспомнить ни одного блюда.
Далее Блюма инициировала эксперимент, результаты его подтвердили этот феномен: люди выполняли определенные задания и хорошо запоминали то, где у них возникли заминки и трудности, то есть задачки, которые они не могли решить. При этом те же люди не могли вспомнить то, что было выполнено ими хорошо, то есть без особых проблем.
С чем это связано, почему так происходит?
С теорией поля, или с когнитивной напряженностью. Когда человек начинает решать ту или иную задачу, в его сознании всегда формируется напряжение, которое повышает степень ее значимости. Пока она не завершена, это напряжение сохраняется. Как только процесс подходит к концу, человек расслабляется и обо всем забывает. Порой он даже переусердствует и забывает то, о чем следовало бы помнить.
Каково значение эффекта Зейгарник в практической психологии?
Началась дипломная работе Зейгарник именно с этого случая в кафе. Собственно, это стало ее первым исследованием, которое сыграло важную роль в становлении теории поля Левина и формировании гештальтпсихологии. Сама Блюма отмечала, что задача, которая по той или иной причине была прервана, приводит к формированию когнитивного напряжения, доставляющего человеку дискомфорт до момента ее завершения.
Говоря простым языком, Блюма сумела объяснить эффект, который был ей обнаружен, как механизм психологии и психики, сегодня он известен под более современными названиями. Смысл в том, что человеку свойственна полнота, завершенность образов, мыслей, действий. Пока этого не произошло, человек беспокоится и стремится прийти к логическому завершению.
Если такая возможность отсутствует, напряжение в эмоциональном плане сохраняется надолго. Собственно именно для решения подобных задач и нужна гештальтпсихология и соответствующая терапия. Смысл ее в том, что нужно закрывать то, что не было закрыто, повышать качество запоминания любых действий, даже если они были выполнены, а также бороться с откладыванием дел на потом, в «долгий ящик».
В любом случае здесь не обойтись без комплексного подхода и индивидуальной проработки со специалистом. Только квалифицированный человек с опытом может сказать, что нужно улучшить, чтобы не избегать трудностей, и решать их.
Выбирайте, практикуйте, наслаждайтесь эффектом — и да пребудет с вами позитивное мышление и сила «внутреннего Я»