Гипноз обычно воспринимается как способ лечения физических и психологических болезней. Однако сфера его использования намного шире. Он может, например, применяться в развлекательных целях. Речь идет о так называемом эстрадном гипнозе в виде шоу, на котором показывают интересные номера, в том числе сопровождаемые спецэффектами. Такое действо ярко демонстрирует разницу между трансом и обычным состоянием человека.
Экскурс в историю
Особой популярностью в XVIII и XIX веках пользовались театральные представления, на которых применялся эстрадный гипноз. Такие зрелища наглядно показывали, на что способен магнетизм. Гипнотические трюки демонстрировали месмеристы, названные так в честь целителя Франца Месмера, который якобы обладал суперспособностями и лечил больных магнитом. Это название было придумано Джеймсом Брайдом, шотландским хирургом, автором теории магического гипноза и отличным специалистом по таким «фокусам». В афишах своих шоу он писал, что их участниками станут не подсадные люди, а зрители из зала. Месмерист подчинит их своей воле, и они потеряют способность слышать, видеть, утратят память и забудут имена родных, близких и даже свои собственные. Обычные вещи будут казаться страшными животными, вода по своему вкусу будет напоминать мед, шоколад или уксус. Гости представления почувствуют боль, у них возникнут спазмы и судороги. Все это, как утверждал Брайд, будет происходить наяву и без обмана.
О популярности гипнотических представлений говорит большое количество мастеров этого ремесла, имена которых остались в истории. Так, в конце XIX века по всем Соединенным Штатам гастролировали Сильвен А. Ли, Томас Ф. Адкин и Ксенофолт ЛаМотт Сейдж.
С тех времен особых изменений не произошло, но сегодня в эстрадном гипнозе немного другой подход к погружению в транс.
Что такое эстрадный гипноз
Название «месмерист» сменилось на «эстрадный гипнотизер» в XIX веке, но при этом убеждать зрителей в телепатических и других суперспособностях не перестали. О том, что в основе гипноза транс и внушение, заговорили гораздо позже. И это привело к массовым возмущениям публики, которая почувствовала себя обманутой.
Первым признался, что эстрадный гипноз основан на обмане и реакции на внушение, а совсем не на суперспособностях, гипнотизер из США Крескин. Он больше 20 лет выступал с гипнотическими представлениями и стал одним из тех, кто разрушил теорию о том, что транс является сном. На разницу между гипнозом и гипнотизмом обратил внимание гипнотизер Алекс Цандер. Эстрадные шоу он при этом отнес ко второй категории.
В основе гипноза, который применяется со сцены, внушаемость публики, участвующей в самообмане, и нестабильность психики.
Сценический гипноз и обман
Во время гипнотических шоу возникает впечатление, что сознание зрителей контролируется. И на самом деле гипнотизер достигает такого эффекта, совершая манипуляции, требующие он него определенных усилий. Но в основе любых подобных трюков внушаемость публики. Скептик, оказавшись на таком шоу, скорее всего не попадет под влияние гипнотизера.
Специалисты по эстрадному гипнозу сразу замечают людей, которые могут стать участниками представления. Это люди, желающие хоть ненадолго оказаться в центре внимания, справиться со своими фобиями или произвести впечатление на окружающих.
В основе этого метода следующие стратегии:
- обман зрителей. Зачастую используются приемы фокусников, в том числе ловкость рук;
- грамотный выбор участников. Публику предварительно просят совершить определенное действие и так определяют, кто особенно внушаем;
- уступчивость участников. Зачастую людей заставляет выполнять задания только то, что они в центре внимания и от них этого ждут зрители.
Вот только несколько трюков, которые используются на подобных шоу:
- Вызов. Ведущий создает иллюзию проблемы, для решения которой нужно приложить усилия. Пример – убеждение человека в том, что у него отказали ноги.
- Ложный трюк. Это просто ловкость рук, которая не имеет отношения к гипнотерапии. Пример – удержание лежащего человека между стульев.
- Подставные лица. Начиная шоу, гипнотизер вызывает таких людей и только после этого обычных зрителей, которые подражают подставным.
Выбирайте, практикуйте, наслаждайтесь эффектом — и да пребудет с вами позитивное мышление и сила «внутреннего Я»