Инопланетное вторжение и массовое гипнотическое помешательство
Самый яркий пример успешного социального гипноза – трансляция спектакля «Войны миров» по произведению Уэллса на радио «Театр Меркьюри» 30 октября 1938 года. Количество слушателей радиоспектакля достигло 6 млн человек. При этом 1 млн из них действительно поверили, что вот-вот в мире начнется инопланетное вторжение. Вряд ли авторы полагали, что это приведет к таким результатам. Но что же заставило людей поверить в марсиан и начать паниковать? В этом разделе книги подробно рассмотрены причины внушаемости и склонности к гипнозу. Если в ближайшем будущем подобный эксперимент повторится, то паника людей, которые 84 года назад поверили в инопланетное вторжение, покажется нам всего лишь подготовкой.
Факторы, обусловившие гипнотизм радиоспектакля
Опытный гипнотизер сразу перечислит факторы, которые сделали радиоспектакль настолько гипнотическим. Ниже подробно представлены основные факторы, которые на деле оказались достаточно простыми.
Итак, к гипнотическим факторам радиоспектакля относятся следующие:
• Запуск воображения. Под воздействием мощных гипнотических триггеров происходит запуск воображения, которое воспаляется настолько, что объективные внешние сигналы заменяются воображаемыми. Причем само по себе радио по вопросам запуска воображения оказывается намного эффективнее других средств массовой информации. Можно сказать, что слушание радио аналогично сеансу гипноза. Человек сосредотачивается на голосе, который звучит из приемника. Этот голос словами описывает события, что запускает в воображении ряд ярких образов. В этом заключается сущность гипноза. Во время прослушивания радиопередачи человек находится в гипнотическом бодрствовании, его глаза открыты, однако ошибкой было бы считать, что он действительно бодрствует и находится в ясном сознании.
• Узкий фокус восприятия действительности. Когда человек сосредотачивается на голосе диктора, то все другие отвлекающие факторы он игнорирует. Слушатель погружен в передачу и воспринимает только конкретную информацию из радио – так же, как и в гипнотическом состоянии.
• Направление и указание. Эффективный способ ввести человека в транс – это направить его мышление в нужное направление. Гипнотизер смешивает правдивые факты, приятные критическому мышлению, с внушающими установками. Это позволяет обойти защитные механизмы психики и внедрить в подсознание нужные внушения. Пример: я нахожусь здесь (это так), вы читаете мою работу (это так), поэтому вы можете успокоиться и расслабиться (указание). Сама «Война миров» – произведение, где встречаются и правдивые факты, что также внесло свою лепту в массовый гипноз.
• Смешение иллюзий и реальности. В радиоспектакле использовали названия городов, которые действительно существуют, в результате чего вымысел приобретал реалистичные черты. Ведь если инопланетяне решат высадиться в вашем городе, то вы с большей степенью вероятностей поверите этой информации, чем если услышите, что инопланетные существа вторгаются на Альфу Центавру. Любому знакома техника смешения реальности и выдумки. Например, во время театрального выступления и открытия занавеса вы видите фальшивые стены и дверь, несколько стульев, стол, что вместе формирует впечатление, словно перед вами – комната в доме. Несколько реалистичных элементов, и разум готов поверить в реальность происходящей игры. Во время просмотра фильмов и телепередач ваш разум отключается и попадает в трансовое состояние, причем транс может наступить даже на этапе подготовки к просмотру.
• Гипнотическое фракционирование (углубление). Человек погружается в транс, после чего гипнотизер будит его и повторно погружает в это состояние. Повторять такие действия можно неограниченное количество раз, благодаря чему человек намного быстрее погружается в трансовое состояние. То же самое относится и к «Войне миров». Люди услышали несколько типичных объявлений, после чего началось обсуждение инопланетного вторжения. То есть сначала слушателей погрузили в транс, после чего вывели из этого состояния. Серьезность иллюзорного кризиса нарастала, люди больше погружались в радиоспектакль, степень их внушаемости быстро повышалась.
• Черно-белое мышление. При беспокойстве человек находится в патологическом трансе, когда его мозг быстро формирует множество сценариев катастрофических событий. Возникает черно-белое мышление: все мысли формируют суженную призму выживания на фоне липкого страха. При испуге степень внушаемости человека повышается, а при внимательности и одновременно расслабленном состоянии он способен мыслить критически.
• Язык и техники драматизма. Люди с повышенной внушаемостью оказались под властью панических настроений вследствие драматического черно-белого мышления, языка паники и ужасающими образами, которые использовались в радиоспектакле (инопланетяне, покрытые отвратительными щупальцами, вышли из своих стальных космических кораблей). Воображение – мостик между сознательным и подсознанием.
• Параллельное повествование. Создатели радиоспектакля по «Войне миров» использовали параллельные линии повествования – еще одна гипнотическая техника, которая достаточно эффективна. Пример: слушатель включает радио и слышит рассказ про человека 1, столкнувшегося с неприятной ситуацией. После этого диктор начинает рассказывать про человека 2, причем проблема человека 1 не решена. Это заставляет слушателя подсознательно помнить о человеке 1, он хочет знать, что же с ним произошло. А диктор внезапно прекращает рассказ о человеке 2 и переходит к человеку 3. Подобные параллельные линии подсознательно создают у слушателей ожидания: им хочется узнать, чем же все закончилось. Отсутствие концовки порождает внутреннюю неудовлетворенность. Одновременно слушатели внимательно следят за происходящими событиями. Наконец, еще одно последствие – углубленное состояние транса, увлекающее человека в историю и полностью захватывающее его внимание.
• Наличие искусственного «авторитета». В радиоспектакле часто упоминались журналисты, профессоры, генералы. В результате податливые и внушаемые люди начинали верить услышанному, хотя «авторитет» этих лиц полностью выдуманный.
• Гипнотическая эмоциональность. Находясь в состоянии транса, человек становится более эмоциональным, и любые окрашенные события воспринимаются им намного ярче. В радиоспектакле «Война миров» утверждалось, что достижения людей в военном плане – полный ноль по сравнению с «ядовитым газом» и «лучами смерти» инопланетных существ. Авторы утверждали, что человечеству грозит скорейшее вымирание, и ничего не способно им помочь. Слушатели испытывали травму, что только повышало степень их внушаемости.
Выбирайте, практикуйте, наслаждайтесь эффектом — и да пребудет с вами позитивное мышление и сила «внутреннего Я»